Проблема старомодных мужчин и товаров
Женщины, как известно, любят слышать от мужчин слова «Я тебя люблю».
Проблема, однако, в том, что для одних мужчин слова – это только слова. И
если такой мужчина, назовём его для простоты «бабником», хочет затащить
женщину в кровать, ему нетрудно десять раз повторить ей «Я тебя люблю»,
т.к. для него эти слова означают лишь «Я хочу с тобой переспать», и
поэтому произнести их «бабнику» столь же просто, как надеть презерватив.
И
есть другие мужчины – у которых слово не расходится с делом. Для такого
мужчины, назовём его для удобства «старомодным», три простых слова «Я
тебя люблю» означают совсем другое. Когда он их произносит, он имеет в
виду «Я хочу видеть тебя частью моей жизни, хочу сделать тебя хозяйкой
моего дома и матерью моих детей, готов отдать тебе всё, что у меня есть,
хочу заботиться о тебе и быть вместе в радости и в горе». А поскольку
за этими словами стоит серьёзное обязательство, «старомодный» мужчина не
разбрасывается ими направо и налево, и едва ли девушка услышит их на
первом свидании... да и на десятом тоже.
Но подвох в том, что
многие женщины падки на слова, и для такой женщины первое «Я тебя люблю»
и второе «Я тебя люблю» звучат совершенно одинаково. Ищет-то она второй
вариант, но отличить его от первого на слух никак не может.
*
Можно сравнить это с ситуацией, когда оба выписывают чек на миллион. Два
чека, оба оформлены по правилам, на каждом - сумма «1,000,000 (один
миллион)», подпись, сегодняшнее число... Вот только второй обеспечен
деньгами на счету, а первый - всего лишь бумажка. Но пока чеки не
вложены, разницы между ними не видно.
Более того, у «бабника»
слова о любви звучат убедительнее, ведь он постоянно практикуется.
Поэтому женщина видит, что «бабник» признаётся ей в любви, а
«старомодный» молчит – и делает далеко идущие выводы.
* Хотя на
самом деле «старомодный» мужчина мог в это время молча, не афишируя,
строить дом, куда собирался привести эту женщину – а «бабник» предложит
ей лишь место на койке, ещё не остывшей после предыдущей такой же
«любви». Причём стоит нашей героине уехать на выходные к маме – и тем же
вечером койка будет занята кем-то ещё. Но зато всё это будет
сопровождаться признаниями в любви.
Конечно, потом девушка
«бабника» в недоумении и ужасе узнает, что её любимый, разговаривая с
ней о свадьбе, спал с десятком других девушек. Или обнаружит себя на
съёмной квартире в чужом городе и без денег, или в очереди в КВД, или
матерью-одиночкой, брошенной безо всякой поддержки... Как и предыдущие
девушки этого «бабника», чьей судьбой она даже не удосужилась
поинтересоваться. И очень удивится: как же он мог со мной так поступить,
ведь была такая любовь?! Так и не понимая разницы между любовью и
словами о любви.
* А потом, отойдя от пережитого, снова выберет
не «старомодного», а такого же «бабника», зачастую похожего на
предыдущего и повадками, и мимикой, и интонациями – и он точно так же
будет говорить с ней о любви. А потом ещё одного, и ещё...
Впрочем,
бог с ней, с этой женщиной – мы же о мужчинах. Так вот, проблема
«старомодного» мужчины в том, что он зачастую проигрывает «бабнику» –
именно потому, что тратит энергию не на слова, а на дела. Которые
требуют гораздо больших затрат и времени, и сил. Поэтому зачастую
«старомодный» мужчина пренебрегает словами, считая, что его дела всё
скажут сами за себя. Но пока он делает эти дела, полюбившаяся ему
девушка уже успевает уйти к другому, который не тратит силы на дела,
ограничиваясь словами. Можно сказать, что пока «старомодный» мужчина
трудился над большой и вкусной конфетой, «бабник» только напечатал
фантик – а это можно сделать легче и быстрее.
Поэтому, если
«старомодный» мужчина хочет пользоваться успехом не только у циничных
тёток за сорок, которые уже битые жизнью и привычно пропускают слова
мимо ушей, приговаривая: «Show me, Neo!», но и у романтичных девушек
помоложе – ему придётся научиться тоже начинать с фантика, а не с
конфеты. Придётся научиться «пускать часть пара не в мотор, а в
свисток», громко трубя о том, что он ещё только собирается сделать –
например, не ждать, пока можно будет привести девушку в свой дом, а с
самого начала рассказывать ей о том, что-де начал присматривать обои для
будущей детской комнаты будущего дома. Придётся научиться говорить
красивые слова вроде «Я тебя люблю», «Ты мне нужна», «Не могу без тебя» и
т.п., даже если он пока ещё этого не чувствует. Вплоть до того, чтобы
ставить себе в телефоне напоминалки «Позвони ей и скажи, что её любишь»
или «Подари ей цветы» – сам как-то видел такое расписание дел, и тогда повеселился безмерно, но позже понял мудрость его владельца.
*
Правда, такой подход отчасти ведёт и к обесцениванию слов в собственном
восприятии «старомодного» мужчины. Но это уже отдельная история.
Так
вот, леди и джентльмены – Вы ещё не забыли, что наша электронная газета
посвящена маркетингу? С подобной проблемой сталкиваются не только
«старомодные» мужчины, но и «старомодные» бизнесы, старающиеся сделать
великолепный товар – и считающие, что качество будет говорить само за
себя. А оно не будет – помните про Эмерсона и мышеловку? Пока
«старомодная» фирма работала над качеством, более шустрый конкурент
вложился в красивый фантик, не вкладываясь в товар – и повторил в
рекламе слово «качественный» столько раз, что клиент на минуту поверил.
На ту самую минуту, которая требуется, чтобы расстегнуть кошелёк.
Более
того, у конкурента, не отвечающего за свои слова, есть серьёзное
конкурентное преимущество. Реклама и фантик требуют меньших затрат, чем
собственно товар. Гораздо легче написать на вывеске ресторана «Отличная
кухня», чем на самом деле сделать отличную кухню. А потом, когда клиент
обожжётся на этом один раз, другой, третий, пятый – он уже не поверит и
Вашей вывеске «Отличная кухня», даже если она правдива.
Поэтому
сегодня и «старомодным» бизнесам надо не стесняться рекламировать себя,
не стесняться заявить о себе в полный голос. Не бояться и не лениться
трубить обо всём, что уже сделали, или что делаете сейчас, и что только
собираетесь сделать (вспомните, сколько шума поднимают в новостях
известные фирмы, обещая выпустить на рынок «убийцу автомобиля» или
«новый Google», когда товар ещё находится на стадии проектирования). Не
забывать хвалить себя, причём не в общем виде, а за каждый конкретный
шаг и за каждую конкретную гайку. Не стесняться сравнивать себя с
конкурентами и предметно объяснять, чем вы лучше их. И даже, может быть,
немножко перехваливать себя.
* То же самое, кстати, касается и
«старомодных» работников, которые пытаются заслужить повышение в
должности и прибавку к зарплате, выполняя работу хорошо и ожидая, что
начальник это заметит и оценит – а повышение почему-то получают те, кто
пусть даже не так хорошо работает, но зато не забывает рассказать о том,
как он хорошо работает.
Хотя можно этого и не делать, конечно. И
полагаться на то, что качество будет говорить за себя (забыв, что
экспертов, способных это качество оценить самостоятельно, среди
покупателей не так уж и много). Но тогда глядите, как бы вам не пришлось
наблюдать, как вашу девушку уводит «бабник» ваших клиентов уводит
конкурент, поманив их громкими словами и яркой обёрткой.
Так что лучше – научитесь красиво говорить сами.
«Предложение специально для Вас!»
Один из мощных способов повысить эффективность рекламы - это её кастомизация, персонализация под конкретного клиента.
С
одной стороны, это подстройка под личные данные конкретного клинта.
Согласитесь, у письма мало шансов быть прочитанным, если оно начинается
"Уважаемый сударь или сударыня!" (или, хуже того, "Уважаемый(ая)!"),
куда больше - если "Уважаемый Ефим!", и ещё больше - если "Уважаемый
Ефим Сигизмундович!" Тут здорово помогают базы данных и CRM.
С
другой - подстройка под обстоятельства клиента. Чем точнее мы направляем
нашу рекламу, чем более своевременно она попадает в руки человеку, чем
лучше она соответствует его текущей ситуации - тем больше шансов, что
она человека зацепит. Как этого добиться? Этому я учу на семинарах по
партизанскому маркетингу
И, наконец, с третьей стороны,
кастомизацию можно показать за счёт дизайна рекламы. Трудно поверить,
что листовка адресована персонально тебе, если она напечатана оффсетом.
Легче поверить в это, если письмо напечатано на компьютере на хорошей
бумаге. Ещё больше доверия к письму, написанному (или хотя бы
подписанному) от руки. Или к надписи на конверте от руки же.
Правда,
тут есть и подводные камни. Чем более кастомизированной будет реклама,
тем она выходит дороже. Сами понимаете, 1000 писем от руки и по имени
обойдутся куда дороже 1000 листовок из ксерокса. Поэтому прежде, чем
играть с кастомизацией своей рекламы, подумайте, стоит ли овчинка
выделки? Окупит ли предполагаемый рост отклика на рекламу - повышение её
себестоимости.
И если решите, что да - воспользуйтесь этим инструментом. И потом расскажите мне о результатах.
Самоубийственная экономия
Зарисовочка
первая. Каталог белья и эротических нарядов. Заказчик явно пытался
урезать издержки, поэтому картинки втиснуты по 10 на страницу,
изображения маленькие и нечёткие, шрифт мелкий... И это в каталожной
торговле, где человек принимает решение, покупать или нет, исходя в
основном из картинок! В результате расходы на печать и рассылку каталога
снижены - за счёт резкого снижения эффективности самого каталога.
Стоило ли экономить 1000 долларов, чтобы потерять 20,000 долларов?
Зарисовочка
вторая. В Минске поставил сим-карту телефонной компании Life - и уже
проклял и этот выбор, и эту компанию. Нужно было воспользоваться
телефоном как радиомодемом, не получилось. Попытался дозвониться до
службы поддержки. Долго блуждал по меню автоответчика: "Если хотите ...,
нажмите 3", "Если хотите ..., нажмите 1" - но так и не сумел ни найти
решения своей проблемы, ни выйти на живого оператора, который ответил бы
на мой вопрос. Понятно, что таким образом компания экономит на
колл-центре. Но в результате они не только недополучили от меня денег,
которые были бы потрачены на звонок в режиме модема, но и добились новой
строчки в моём списке пожеланий к организации семинара: "Сим-карта не
должна быть от Life".
Конечно, один клиент не сделает им погоды.
Но я подозреваю, что точно так же они массово теряют и других клиентов,
не получающих ни ответов на свои вопросы, ни решения своих проблем.
Урезать
издержки и всячески экономить - это, конечно, святое. Я и сам не
перестаю к этому призывать. Но порой экономия бывает просто
самоубийственной, потому что сэкономленный сегодня рубль лишает Вас
сотни рублей, недополученных завтра.
Поэтому прежде, чем
сократить тот или иной бюджет, спросите себя: чего мне будет стоить эта
экономия? Чего я рискую лишиться завтра, если сэкономлю таким вот
образом сегодня?
Александр Левитас