Принцип "осьминога" и принцип "Парфенона"
Есть один важный маркетинговый принцип. Один из моих учителей называет
его «принципом осьминога», другой - «принципом Парфенона», а третий -
«принципом чайного клиппера», но речь идёт об одном и том же.
Подобно
тому, как крышу греческого храма подпирает не одна, а добрый десяток
колонн, подобно тому, как осьминога кормит не одна, а четыре пары рук,
подобно тому, как парусник мчит вперёд, подставляя ветру не один парус, а
несколько дюжин - так и Ваш бизнес должен иметь не один и не два, а
несколько (чем больше, тем лучше) источников прибыли и несколько каналов
привлечения клиентов.
Нечто подобное я уже описывал в своей
заметке о трёх точках опоры, но теперь хочу вернуться к этому с
маркетинговой точки зрения. Мне даже отчасти жаль делиться с Вами этой
информацией, это один из тех секретов, которые позволяют мне идти на два
корпуса впереди большинства конкурентов - но пусть будет. Я знаю ещё
много других секретов.
Взгляните на то, как я продвигаю себя. Мой
блог входит в сотню, а то и в полусотню самых известных в Рунете. На
мои электронные газеты подписаны более 120,000 человек - много ли Вы
знаете деловых журналов с таким тиражом? Мой бизнес-тренерский сайт
выныривает в «Яндексе» одним из первых по запросам «партизанский
маркетинг» и «бизнес-тренер». Мою книгу «Больше денег от Вашего бизнеса»
читали десятки тысяч человек и она прочно прописалась в верхних
строчках рейтингов деловой литературы. Я пишу для газет и журналов, я
выступаю по радио и телевидению, я провожу мастер-классы и открытые
встречи, мои клиенты рекомендуют меня новым клиентам... и это ещё далеко
не всё.
Конечно, порой это утомляет. Но зато выстроенная система
привлечения клиентов по десятку разных каналов делает меня практически
неуязвимым в маркетинговом плане. Даже если тот или иной канал
перестанет работать, даже если это произойдёт с двумя каналами сразу,
это будет хоть и неприятно, но не фатально - остальные удержат меня на
плаву.
* Что и показала практика последнего года - в то время,
как многие коллеги жаловались на отсутствие заказов и готовы были
работать чуть ли не за еду, мне приходилось отказывать клиентам, потому
что заказов было больше, чем я мог принять.
И точно так же я
защищён с точки зрения источников дохода. Семинары, консультации, книги,
инвестиционный портфель... плюс ещё два-три вариата в резерве. Даже
если я на год или два почему-либо решу забросить семинары, отойти от дел
и заняться изучением жизни дождевых червей в глухой деревне без
Интернета, голодать мне не придётся.
То же самое я советую
сделать и своим клиентам. И должен заметить, что нескольким из них этот
подход уже позволил пережить голодную зиму 2008-2009, в то время как их
конкуренты бойко пошли ко дну, обгоняя на пути вниз даже утюги и топоры.
А
как обстоит с этим дело у вас, уважаемые читатели? Уверены ли вы, что
завтрашний день для Вашего бизнеса будет безоблачным и ясным?
Или вы подсели на единственный канал рекламы или единственный источник дохода, как героиновый наркоман на иглу?
Если да - быстрее начинайте использовать «принцип осьминога.
«Левитас, а почему у тебя нет бизнеса?»
Утомили
уже зануды, снова и снова спрашивающие: «Левитас, вот ты учишь бизнесу,
а почему у тебя самого нет бизнеса?» Видимо, мысль о том, что тренинги и
консультирование - тоже вполне себе бизнес, для них неочевидна. И даже
после того, как это объяснишь, иные спрашивают: «Ну ладно, я понял. А
настоящий бизнес у тебя есть?»
На днях общался с мужем моей
давней приятельницы. Обаятельный дядька, совладелец бизнеса с
миллионными (в долларах) оборотами, возит-продаёт-настраивает
электронику. В бизнесе задействованы он сам, его партнёр, менеджеры по
продажам, секретарша, водитель. Офис, оргтехника... в общем, всё как
полагается. И вот этот дядька тоже докопался до меня: дескать, если ты
такой умный, то почему строем не ходишь ты сам бизнес не ведёшь?
Я
разозлился малость. Вроде бы человек умный, должен понимать - а туда
же. «Игорь,» - говорю - «а давай посчитаем цифры для твоего бизнеса. Вот
твой оборот: сколько-то миллионов долларов в год. Вот твои расходы на
закупку. Вот твои расходы на зарплаты. Вот расходы на офис и на склад.
Вот твой геморрой с персоналом, с перебегающими к конкуренту
менеджерами, с беременеющей секретаршей, с пьяным водителем... И что у
тебя остаётся в конце месяца или в конце года, после того, как ты
заплатил налоги и разделил прибыль с партнёром?»
Он назвал цифры.
Я расхохотался. Потому что оборот у него гораздо больше, но в
результате у меня чистыми выходит в год вполне сопоставимая сумма с той,
что приносит ему фирма с офисом и сотрудниками. Только без геморроя с
офисом и сотрудниками - и с гораздо большей гибкостью. Конечно, он может
понтоваться, печатая на визитках адрес офиса (в то время как у меня -
только адрес сайта) и рассуждать о том, сколько у него подчинённых. Но
бизнес-то не для этого, а для зарабатывания денег - а тут мы оказались
почти на равных.
Вот и спрашивается, зачем же мне взваливать на
себя все эти хлопоты - чтобы зарабатывать на 10-15% больше? Зачем
связывать себе руки бизнесом «традиционного» формата, если добиваюсь
похожих результатов сам-один, отдав бухгалтерию на аутсорсинг и
периодически нанимая на разовые проекты ассистента и машинистку?
Только для того, чтобы
порадовать очередного тугодума, для которого «бизнес» - это непременно
прачечная или пиццерия? Так моя работа заключается не в том, чтобы
кого-то радовать, а в том, чтобы приносить новые, ещё не использованные в
Вашем бизнесе идеи.
Поэтому если Вы до сих пор думаете в
категориях традиционного бизнеса - добро пожаловать в 21-й век, господа!
Добро пожаловать в мир, где не обязательно одеваться утром и ехать на
работу через полгорода, где свой офис можно носить с собой всего в одной
сумке, где нет необходимости ограничивать территорию бизнеса своим
городом и даже своей страной, где деньги зачастую можно зарабатывать, не
заморачиваясь с начальным капиталом и не обременяя себя толпой
подчинённых...
А Вы уже используете эти возможности? Или бизнес
для Вас - это по-прежнему только что-нибудь вроде гастронома или салона
сотовой связи?